Организационная структура управления предприятием
Организационная структура управления предусматривает взаимоотношения сотрудников компании, распределение нагрузки и делегирование полномочий.
Эффективная организационная структура предприятия – это гарантия своевременного выполнения указаний руководства и обеспечение рабочих процессов согласно регламенту компании.
Координация работы управления предприятиями
Организационная структура управления персоналом предусматривает пять вариантов взаимодействия:
- управление через обоюдное согласование. Этот вид координации работы основан на неформальном общении между сотрудниками. Проявление доверительных отношений стимулирует рабочий процесс и выполнение указаний руководства. По этому принципу осуществляется непосредственный контроль над работой со стороны исполнительных сотрудников;
- прямой контроль. Суть координации заключается в том, что контроль над рабочими осуществляет один человек, который сам не участвует в процессе. При таком способе выстраивается четкая иерархия с разделением на руководителя и подчиненных;
- контроль через стандарты рабочих процессов. Способ управления персоналом согласно установленных нормативных документов и должностных инструкций;
- через стандарты выпуска. Этот метод контроля и координации используется в предприятиях со сдельной оплатой труда. Фактически работник сам контролирует свой труд по факту произведенной работы. Выполнил все в срок – получил оплату за труд, не выполнил – получил штраф или увольнение;
- координация через стандарты навыков и знаний. Процесс контроля осуществляется благодаря квалификационно-разрядной сетке сотрудников.
Организационная структура управления организации базируется на комбинации видов контроля и координации действия между персоналом. Последние три пункта из списка используют в качестве дополнительных элементов контроля к первым двум методам.
Какими бывают организационные структуры?
Организационная структура управления предприятием – это сложная система взаимодействия между подразделениями компании, руководством и подчиненными. Чем больше фирма – тем сложнее структура подчинения.
Виды организационных структур управления различаются между собой вариантом взаимодействия между сотрудниками и методами передачи и исполнения задач руководителей.
Различают такие типы организационных структур управления:
- линейная организационная структура управления. Эта разновидность предусматривает прямое и непосредственное подчинение одного или группы рабочих единому руководителю, который получает указания непосредственно от выше стоящего начальства. Линейно-организационная структура управления отличается прозрачностью и эффективностью передачи указаний руководства. Недостаток заключается в том, что высший начальник контролирует все процессы, которые происходят на предприятии. Такой тип структуры хорошо зарекомендовал себя в малом бизнесе при небольшом штате сотрудников;
- функциональная организационная структура предприятия. Основа такой структуры в группировке сотрудников по отделам или подразделениям с общими функциями. Для примера, в составе фабрики есть отдел маркетинга, отдел разработок, производственный отдел и отдел сбыта готовой продукции. В каждом подразделении есть начальник, отвечающий за действия своих сотрудников. В функциональной структуре отделы расположены параллельно и не пересекаются. Высший руководитель дает задания начальникам отделов и не контролирует лично исполнение своих указаний на рабочих местах.
Остальные структуры появились на основе линейной и функциональной системы, комбинируя способы управления персоналом и типы координации между подразделениями и руководящим составом.
Линейная организационная структура предприятия
Линейная организационная структура предприятия является на сегодня одной из простейших схем управления объектами малого бизнеса. Их деятельность распространяется в ограниченном пространстве рыночного сегмента.
Факторы реализации линейной структуры
Линейная организационная структура предприятия уместна для руководства при следующих условиях:
- стабильность экономических, маркетинговых, потребительских, законодательных параметров внешнего рыночного пространства;
- особенность предметной и технологической направленности компании (оказание однотипных услуг населению, производство мелкой технически простой продукции);
- автохтонный промышленный объект, где работают около 300-500 человек, изготавливают товары на основе здешних сырьевых материалов, что пользуются высоким и стабильным спросом исключительно у местных жителей.
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно судить об актуальности и рациональности применения данной структуры в стране, где весомую долю налогоплательщиков составляют мелкие предприниматели (сельские парикмахерские, розничные продуктовые магазины, мастерские по ремонту обуви, заводы по производству овощной и фруктовой консервации).
Но современные темпы рыночного роста и следование западным тенденциям обуславливают вытеснение линейной организации функциональными структурами, что формируются при расширении многих видов малого бизнеса. Для выживания в своем сегменте рынка зачастую этот процесс неизбежен.
Финансовое управление в линейной структуре управления
В линейной системе управления сведения о показателях бюджета передаются от места, где возникли затраты (МВЗ) через центр финансовой ответственности начальнику соответствующего отдела, который в последующем предоставляет в периодических генеральных отчетах все расходные и доходные денежные показатели главному руководителю.
Принцип единоначалия является важным параметром формирования линейной структуры организации. Центры финансовой ответственности (ЦФО) в данной схеме находятся в непосредственном подчинении одному руководству, через которое связаны с директорским составом.
Основное начальство занято мониторингом и контролем достоверности и четкости бюджетных отчетных показателей. С этой целью собирается комитет финансового учета, где имеет место внесение правок и генеральное утверждение бюджетного проекта. Все изменения руководством подразделения вносятся в соответствующие ЦФО, которые осведомляют исполнителей данного проекта.
В данной системе финансового учета на руководствующее звено возлагается высокая степень ответственности и требования отменных знаний и навыков в управлении бюджетными средствами.
При расширении бизнес процессов в зависимости от вида производимой продукции и предоставляемых услуг задачи бюджетного управления усложняются за счет роста организационной иерархии.
В итоге успешная реализация управленческих функций в линейной модели организации характерна для малых предприятий.
Ведущие предприятия на выставках
Ежегодно в Москве в павильонах «Экспоцентра» – лидирующей выставочной площадки – реализуются деловые программы тематических мероприятий для всех сфер бизнеса. Сюда приглашены уважаемые гости, представляющие отечественные и зарубежные финансовые учреждения, государственные предприятия, транснациональные корпорации.
В рамках проведения конгрессов, круглых столов, симпозиумов, пресс-конференций выносятся на всеобщее обозрение результаты экономических достижений отечественных и иностранных предприятий, предложения запуска инновационных методик технологии, организации, управления объектами малого, среднего и большого бизнеса.
О более эффективных способах организации структуры управления предприятий разных сфер промышленности можно узнать на выставках ЦВК «Экспоцентр».
Ещё интересные ссылки на статьи
Увеличение прибыли предприятия: пути, мероприятия, способы, резервыУвеличению прибыли: рекомендации, пути, мероприятия, резервы
Участие компании в выставках: подготовка, работа
Посещайте и участвуйте в интересных мероприятиях и выставках в удобный для Вас месяц!
Читайте интересную подборку статей и полезной информации.